Краснодарская лаборатория независимой экспертизы

Краснодарская лаборатория независимой экспертизы

Виды экспертиз
Психологические

Психологическая экспертиза

 Предметом судебной психологической экспертизы явля­ются имеющие значение для правосудия фактические данные о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отра­жения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования.

 

Специфику предмета СПЭ составляют фактические дан­ные о результатах влияния на психическое отражение окру­жающего, рефлексию и регуляцию своего поведения челове­ком психологических факторов:
в том числе эмоционально­го, личностного, ситуационного, возрастного, которые проявляются в комплексе особенностей и закономерностях.

 

Задачи судебной психологической экспертизы складыва­ются из установления двух основных групп обстоятельств:

- ха­рактера психического состояния лица и

- юридического значения этого состояния (т.е. влияния на подлежащее правовой оценке поведение).

Судебной психологической экспертизой решаются задачи классификационные, диагностические и за­дачи на обнаружение, к компетенции СПЭ могут быть отнесены любые воп­росы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отноше­ние к делу и значимые для правосудия.

 

Экспертиза психических состояний решает следующие за­дачи:

• установление, находился ли обвиняемый в период со­вершения преступления в состоянии аффекта либо ином эмо­циональном состоянии;

• установление причин возникновения, механизмов и сте­пени влияния психического (эмоционального) состояния на сознание и психическую деятельность обвиняемого в юриди­чески значимой ситуации;

• установление эмоционального состояния жертвы сексу­ального преступления и влияния этого состояния на ее спо­собность оказывать сопротивление;

• установление состояния суицидента в период, предше­ствовавший его гибели (покушению) и влияния этого состоя­ния на его психическую деятельность;

• установление психического состояния оператора (водите­ля транспортного средства, диспетчера, машиниста, летчика, пр.) в период, относящийся к аварии и влияния этого состояния ис­полнения профессиональных функций (в т.ч. восприятие и оцен­ку обстоятельств, принятие решения и его реализацию);

• установление психического состояния потерпевшего (сви­детеля) в период восприятия важной для дела информации;

• диагностика влияния простого алкогольного опьянения на психическую деятельность обвиняемого (подсудимого) в интересующий следствие (суд) период;

• установление состояния стороны сделки в момент ее со­вершения и влияния этого состояния на способность осозна­вать фактическое содержание своих действий и волевое уп­равление ими (влияния на полноценность волеизъявления);

• установление психического состояния истца (потерпев­шего) в период, последовавший после действий причинителя вреда и обнаружение качественных характеристик изменения состояния (глубины и стойкости).

 

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (ИПО), влияющих на юридически значимое поведение, вклю­чает исследование познавательных (в том числе интеллекту­альных) особенностей, типологических, характерологических и личностных (Я-концепция, установки, ценностные ориен­тации, ведущие мотивы) особенностей субъекта. В задачи дан­ного вида входит обнаружение определенных индивидуаль­но-психологических особенностей субъекта и диагностика их проявления в конкретных условиях и влияния на юридичес­ки значимое поведение, в том числе:

• обнаружение ИПО (например, повышенной внушаемо­сти, склонности к фантазированию, зависимости и др.), ко­торые могли ограничить способность субъекта правильно вос­принимать обстоятельства дела, запоминать их и давать по­казания;

• установление ИПО субъекта права, способных суще­ственно повлиять на его поведение в интересующий следствие (суд) период и диагностика этого влияния;

• обнаружение конкретных индивидуально-психологи­ческих свойств и качеств лица (например, повышенной враж­дебности, агрессивности, возбудимости, авторитарности, вну­шаемости, подчиняемости, зависимости и пр.) и диагностика их проявления в конкретной ситуации;

• установление тех индивидуально-психологических осо­бенностей, которые могли повилять на способность жертвы сексуального преступления оказывать сопротивление;

• установление соответствия психологических и психофи­зиологических особенностей субъекта (например, водителя транспортного средства, др.) требованиям деятельности в объективно сложной ситуации (например, ситуации ДТП);

• установление особенностей самосознания субъекта;


 • установление ценностей и отношений истца (по делам о возмещение морального вреда), наименее устойчивых к психотравмирующему воздействию, а также особенностей ист­ца, способствующих увеличению глубины и интенсивности его негативных субъективных переживаний (страданий).

 

Экспертиза психических процессов разделяется на экспер­тизу

• способности правильно воспринимать обстоятельства и давать показания;

• способности понимать характер и значение действий об­виняемого;

• способности оказывать сопротивление;

• способности осознавать характер и значение своих дей­ствий;

• способности руководить своими действиями;

• полноценности волеизъявления;

• способности противодействовать психологическому воздействию.

 

Экспертиза групповых, межличностных отношений и про­цессов, объектами которой могут служить преступная группа, творческий или профессиональный коллектив, семья, разде­ляется на экспертизу внутрисемейных (детско-родительских) отношений; структуры (иерархии) группы и индивидуально -ролевого статуса ее членов; лидерства и его характеристик; осо­бенностей межличностных взаимоотношений в группе, веду­щего стиля социального взаимодействия, степени сплоченнос­ти коллектива.

 

Экспертиза ситуации включает исследование характера криминальной ситуации (аффектогенный, стрессогенный, психотравмирующий, экстремальный); ситуации транспорт­ного происшествия с точки зрения требований, предъявляе­мых к психической деятельности ее участников; обстоя­тельств, нарушающих адекватность восприятия информации; внешних факторов, влияющих на качество запоминания ин­формации; внешних факторов суицидального риска; причин­но-следственной связи между изменением психического со­стояния потерпевшего и конкретными жизненными обстоя­тельствами (действиями других лиц); внешних факторов, влияющих на формирование представления о сделке; ситуа­ции и условий развития ребенка; семейного конфликта и его влияния на эмоциональное состояние и психическое разви­тие ребенка; особенностей обращения и способов воспитания.

 

Создание сайтов в Краснодаре SpellSystems